| ||||||
|
| |||||
Для Вас педагогиПесочная терапия - как средство коррекции нарушений письменной речи
« Дисграфия, как причина школьной дезадаптации»
1. Преемственность между участниками образовательного и коррекционного процесса.
В рамках преемственности между начальным образованием и средней школой, а также между специалистами службы сопровождения и педагогами школы, возникает необходимость передачи данных о детях, имеющих проблемы в речевом развитии, диагноз- дисграфия, посещавших в течение нескольких лет коррекционные занятия на логопункте.
2. Дисграфия - одна из ведущих причин возникновения школьной дезадаптации. Дисграфия – специфическое нарушение речи, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Дисграфия возникает вследствие несформированности или нарушения тех психических процессов, которые обеспечивают функцию письма в связи с недоразвитием или повреждением соответствующих отделов коры головного мозга. Интеллект у детей, страдающих дисграфией, сохранен, А вот высшие психические функции, такие как память и внимание зачастую также бывают нарушены. Кроме того, у таких детей бывают нарушения эмоционально – волевой сферы, синдромы гиперактивности и дефицита внимания. Глубинные механизмы данного нарушения, не позволяют полностью скорректировать данный дефект развития, в тяжёлых случаях логопедам удаётся лишь улучшить картину проявлений, т. е. частично скомпенсировать нарушение.
3. Школьная дезадаптация – затруднения, возникающие у учащегося в процессе обучения, приводящие к неуспеваемости школьника и его неуспешности в целом.
Термин "дезадаптация", обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности. Качественно иная атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации". В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. К числу основных первичных внешних признаков дезадаптации, и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
4. Причины школьной дезадаптации
5. Распространённость дисграфии. По данным масштабного и многолетнего исследования проведенного в массовых школах СПб под руководством Парамоновой Л.Г., в результате дигностики устной и письменной речи выявлено, что только 1/5 всех уч-ся не испытывает трудностей в овладении русским языком. Более половины учащихся начальных классов массовых школ страдают дисграфией В лог. группы попадают далеко не все. Преимущество, отдаётся детям с тяжёлой формой, остальные рискуют не дождаться своей очереди. Коррекционные занятия в течение 2- 4 лет значительно снижают степень проявления дисграфии, но полностью преодолеть сложное нарушение невозможно. Наступает период ремиссии, улучшения. Но данных улучшений не хватает, что бы учащийся получал хорошие отметки. Мы получаем результат по крохам, и радуемся даже незначительным положительным сдвигам. Далее учащийся переходит в 5 класс, попадает в ситуацию стресса, и мы наблюдаем рецидив. Резкое увеличение нагрузки, количества материала и темпа письма приводит к тому, что мы снова наблюдаем проявление дисграфии. В этой ситуации ребёнку необходима помощь и поддержка, понимание его проблемы. (родителей, педагогов, логопеда) У 37% восьмиклассников сохраняются дисграфические ошибки
6. Дисграфия- «патологическая» база для появления огромного числа грамматических ошибок • Дисграфия програмирует невозможность усвоения большинства грамматических правил • Дисграфия перерастает в дизорфографию • Дисграфия может сочетаться с дислексией • Сочетание данных нарушений препятствует успешному усвоению большинства предметов школьной программы
7. Факторы возникновения дисграфии и дислексии - неблагоприятные условия внутриутробного развития - неблагополучное протекание родов матери - постнатальные вредности
8. Пути решения проблемы • Дошкольная профилактика дисграфии • Расширение круга лиц участвующих в коррекционном процессе • Понимание проблемы педагогами школы • Осуществление индивидуального подхода к учащимся • Систематические занятия • Продолжение занятий в 5 классе
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |